Культпоход от СКаЖи

Логотип «СКаЖи!»

Союз культурных журналистов «СКаЖи!» представляет новую площадку — рубрику «Культпоход». Здесь вы найдете материалы от профессиональных журналистов и критиков о театре и литературе, кино и выставках. В первую очередь мы освещаем культурную жизнь Новосибирска и Сибири.

Отправляйтесь в «Культпоход» вместе с нами!

12 мая в театре «Глобус» состоится премьера спектакля «Айболит forever». Это история спасителя животных, который живет в XXI веке.

Создатели спектакля называют его «чуковский сиквел». Пьесу специально для «Глобуса» написал известный современный драматург Алексей Житковский. «Новое время — новый Айболит, а для этого нужна новая пьеса, — говорит режиссер спектакля Иван Орлов. — Тем более что большая сцена театра „Глобус” — уникальное пространство, которое диктует свои условия: большое количество персонажей, множество сюжетных линий и яркие сценографические решения. Для нас Айболит — супергерой. По своей природе это человек-стихия, человек-легенда, герой, действующий по зову сердца. Он отзывчивый, странный, в чем-то инфантильный. Человек, готовый на все ради спасения ближних».

Современный Айболит не побоялся выступить против злодея новой формации Ван Бармалея и заодно круто изменил жизнь наших с вами современников, говорится в пресс-релизе театра. В «Глобусе» стремились сделать спектакль для широкой возрастной аудитории: и для детей, и для их родителей, бабушек и дедушек, стремясь в этом к идеалу мультфильмов Pixar («Корпорация монстров», «Тачки», «Храбрая сердцем» и др.).

Справка

Режиссер-постановщик театра Иван Орлов ранее выпустил несколько работ для детей и подростков: «Волшебник страны Оз» по мотивам книги Ф.Баума, «Перья и хвосты» по мотивам сказочной повести Я.Экхольма, «Русланы и Людмилы» (танцевальная версия поэмы А. Пушкина), «Злыдень-Зловредень в Коробочном царстве» А.Орлова; несколько новогодних сказок.

... Читать далее

Новосибирский областной театр кукол представил премьеру комедии «Мнимый больной» по мотивам пьесы Ж.Б. Мольера.

Театр кукол впервые обращается к творчеству Мольера. Спектакль ставит режиссёр Ролан Боннин, художник — Анна Бердникова.

В постановке используется новая для российского театра система кукол, с французского её название переводится как «марионет-мешок».

— Мольер это классика комедии, — говорит Ролан Боннин, — и я уверен, что комедия очень нужна в театре кукол, она понравится и детям и взрослым. К тому же новые смыслы этой комедии открыла для меня пандемия. Мы не знаем, что это за болезнь. Она совершенно непредсказуема и чем больше мы узнаём ее, тем больше видим загадок. Из-за этого возникает какой-то глобальный страх, заставляющий нас делать глупости. Герой пьесы Арган катастрофически боится болезни и, чтобы избежать её, готов всё продать. Этот страх разрушает его семью, его дом. Безумие наносит больше вреда, чем сам вирус.

Это спектакль для семейного просмотра, он адресован зрителям от шести лет и старше.

Евгения Буторина

 

Читать далее

В Центре культуры и отдыха «Победа» прошел VII Фестиваль «Из Венеции в Новосибирск». Программа была собрана из хитов Венецианского международного кинофестиваля прошлого года.

Фильм открытия – «Порочная связь» Даниэле Лукетти – кино о болезненном разводе и о том, как лишенные любви семейные связи превращаются в удушающие цепи. Другие фильмы программы тоже традиционны для Венецианского фестиваля: их не назвать легкими и развлекательными. Так, «Ассандира» Сальваторе Мереу – своего рода медитативный детектив, расследование трагического пожара на ферме солнечной Сардинии. Фильм исследует конфликт между традиционным сельским укладом и современным капиталистическим. По-настоящему драматичен и фильм «Наш отец». Для режиссера Клаудио Ноче эта лента стала попыткой преодоления сорокалетней травмы, которую пыталась забыть его собственная семья, пережившая покушение группировки Nuclei Armati Proletari на заместителя комиссара полиции Альфонсо Ноче, отца режиссёра. В камерной драме «Отпусти меня» появляется мистическая тема: призрак прошлого заставляет двоих заново разобраться в отношениях и раскрыть старые секреты.

Но один из самых грустных фильмов фестиваля – «Сестры Макалузо» Эммы Данте. Действие происходит в Палермо. Пятеро сестёр (старшей всего восемнадцать) остались без попечения родителей и зарабатывают на жизнь разведением голубей. Они отдают красивых птиц в аренду на праздничные церемонии. Голуби, которых согласно ритуалу выпускают из клетки, возвращаются обратно, поэтому дело приносит доход. Жизнь девочек, наполненная веселым беспорядком, вполне счастлива. Но... Читать далее

4 октября в кабаре-кафе «Бродячая собака» прошла премьера «Первого театра». Спектакль-сторителлинг рассказал зрителям о пяти поэтах серебряного века.

«Первый театр» продолжает цикл историй о жизни великих. В прошлом году был создан спектакль «Истории великих идей», героями которого стали ученые и открытия. Новый сторителлинг посвящен пяти крупным поэтам – Анне Ахматовой, Николаю Гумилёву (была построена история именно легендарной пары), Велимир Хлебников, Марина Цветаева и Владимир Маяковский. Поставила спектакль «Про поэтов и людей» молодой режиссер Варвара Попова, резидент Мастерской Алексея Крикливого и Ильи Панькова. «Конечно, мы нашли очень много информации про поэтов, сколько невозможно рассказать за 20 минут, – говорит В.Панькова. – Приходилось делать строгий отбор исходя из темы, которая интересует лично артиста. В спектакле – их взгляд, их интерпретация».

20 минут – и впрямь, очень мало, даже если рассказывать так живо и азартно, как актеры спектакля. В результате построение экспресс-историй оказывалось порой нестандартным. Например, в фабуле брака Гумилева и Ахматовой в интерпретации Ксении Шагаевской и Сергея Троицкого драматическим пиком неожиданно оказался медовый месяц со взаимными изменами. А дальше отношения стали рушиться, и рождение ребенка брак не спасло, завершают грустный рассказ актеры. Тогда как в исторической реальности после медового месяца сюжеты разворачивались куда более зажигательные. Я наблюдала реакцию сидевших рядом филологов: они фыркали и испускали тяжелые вздохи: «И с датировкой стихотворения Цветаевой – сомнительно и... Читать далее

В Новосибирском областном театре кукол прошла премьера спектакля «Собака Пёс». Поставил спектакль французский режиссер Ролан Боннин. Кукол придумала и нарисовала художница Анна Бердникова. А перед премьерой в фойе театра выступили настоящие живые собаки.

Главный герой спектакля — собака по имени Пес — ищет своего человека, встречается с множеством собак и людей. Они все такие разные, совсем как в жизни. И все они хотят быть счастливыми, но не каждый понимает, что для этого обязательно придется приложить много сил, терпения и доброты… Найти своего человека важно не только каждому маленькому псу, но и каждому человеку — всегда обязательно нужен тот, кто будет тебя понимать, кому ты нужен.

— Мне хочется поговорить с юными зрителями о наших меньших братьях — животных, которые смотрят на нас с надеждой, — рассказывает режиссер Р. Боннин. — О том, как жить с ними рядом. О том, что такое настоящая дружба и откуда она берется. Ведь мало просто захотеть дружить, надо уметь найти друга, научиться его слышать, прощать и ценить.

Невнимание и непонимание, обиды и прощение, наглость молодого поколения и неумение старших поставить их на место... В истории взросления Пса множество поворотов, которые случаются в каждой семье. И пусть история, которая разворачивается на наших глазах, происходит в декорациях французского городка и под французскую музыку, но проблемы, которые приходится решать ее героям, хорошо знакомы каждому родителю, а уж если в семье есть животные, то вдвойне…

Перед премьерным показом в фойе выступили  служебные собаки из Центра... Читать далее

В «Красном факеле» прошла премьера спектакля «Карьера Артуро Уи». Эта пьеса Бертольта Брехта воплощала его концепцию эпического театра. В постановке было задействовано 29 актеров.

Действие происходит в Чикаго. Артуро Уи – глуповатый мелкий гангстер. Сначала его вводят в правление треста «Цветная капуста», потом он захватывает власть над Чикаго, обещая городу защиту от бандитов, а потом подчиняет соседний Цицеро, и ясно, что этого ему мало…

Пьеса-притча Брехта рассказывает историю прихода к власти Гитлера. Логично, что она «многолюдна» – в ней действуют гангстеры, дельцы, чиновники, зеленщики, журналисты… Не каждый театр может использовать такой большой актерский состав, поэтому пьеса ставится нечасто. Но режиссер Глеб Черепанов считает ее как никогда современной: «Люди ради недолговечного успеха готовы идти по головам, подставляя других, предавая. И Артуро Уи – прямое выражение этого психоза. Почему это происходит, откуда берется? Эти вопросы меня волнуют».

Черепанов ставит спектакль в стилистике площадного аттракциона. Собственно, доля гротеска заложена уже Брехтом, ведь гангстеры у него общаются пятистопным шекспировским ямбом. В подлинный цирк действо превращается в сцене судебного разбирательства: некоего Рыббе судят за поджог склада, совершенный приспешниками Уи. Опоенный дурманом, обвиняемый защищаться не может, поэтому его порицают за симуляцию помешательства и отправляют в тюрьму.

Главную роль сыграл Андрей Яковлев, сегодняшняя звезда «Красного факела». Его герой меняется на наших глазах, вырастая из гопника-неудачника в вершителя... Читать далее

По материалам министерства культуры
Новосибирской области

Благотворительные показы фильмов «Особенные» и «Анна Франк. Параллельные истории» будут организованы в честь международного Дня спонтанного проявления доброты 17 февраля в Центре культуры и отдыха «Победа». Это простой и понятный способ стать частью большой важной работы – все сборы будут направлены в пользу организации «Больничные клоуны НОС».

«День спонтанного проявления доброты 17 февраля мы проводим вместе с некоммерческой организацией «Больничные клоуны НОС». Все средства, собранные от продажи билетов на благотворительные сеансы фильмов «Особенные» и «Анна Франк. Параллельные истории» будут направлены на поддержку деятельности больничных клоунов. Перед сеансами больничные клоуны расскажут о своей работе», – отмечают организаторы.

В этот вечер в 18:30 в большом фойе откроется выставка фотографий Вячеслава Ковалевича «Соль». На фотопортретах – участники организации «Больничные клоуны НОС», веселые и грустные, погружённые в размышления, один на один со своими чувствами. Выставка будет открыта до 22 февраля, вход свободный.

День спонтанного проявления доброты был задуман около двадцати лет назад несколькими благотворительными организациями. Его цель – напомнить людям, как важно проявлять доброту бескорыстно и безгранично. Улыбнуться, если кому-то грустно, сказать комплимент случайному прохожему, помочь тем, кто попал в беду... Читать далее

Вышла книга, посвященная Новосибирскому областному театру кукол. Она издана на средства Министерства культуры НСО, а ее автором стала журналист Наталья Дмитриева.

Презентация книги «Мир кукол. Истории, сказки, мечты» прошла в кукольном театре. За его 85-летнюю историю это – первая книга, посвященная истории театра и его дню сегодняшнему.

Наталья Дмитриева бережно изучила архивы театра, побеседовала и с ветеранами сцены и с молодыми артистами, и с работниками цехов – теми, кто обеспечивает создание спектаклей. Ведь рождение сказки – это сложный производственный процесс, в котором есть место и творчеству и ремеслу. И написала историю театра, самую полную на сегодняшний день. Книга предназначена для библиотек, учреждений культуры, учебных заведений.

По информации пресс-службы Новосибирского областного театра куколЧитать далее

Сергей Афанасьев поставил «Горе от ума» в эксцентрическом стиле. На фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону этот спектакль победил в пяти номинациях, в том числе и «За лучшую режиссуру».

Пресс-показ «Горя от ума» прошел в минувшую пятницу. Предваряя спектакль, Сергей Афанасьев лукаво назвал спектакль советским уроком литературы, но эксцентрика действа неднократно ломала наши привычные представления о персонажах. К примеру, Софья оказалась вовсе не лирической героиней, а мятущейся в горячих женских грезах и влюбленной сразу в двоих – Молчалина и Чацкого. Недаром на ее щеках были нарисованы кружки пунцового румянца. С другими персонажами те же фокусы – у кого нос подрисован, у кого усики, а у кого волосы по-гаерски вздыблены.

Наиболее гротескно выглядел Скалозуб, со вставной челюстью и накрашенными губами. Периодически эксцентрическую картину дополняли элементы яростной пантомимы актеров. У Чацкого нет клоунских примет, у него есть маска, которую он иногда надевает и устраивает фиглярские пляски. Довольно закономерным кажется, что в конце на него надевают смирительную рубашку. Удивляет другое – темперамент, замечательная пластика и молниеносная актерская реакция вчерашнего выпускника НГТИ Сергея Шелковникова.

А еще удивляет хрестоматийный грибоедовский текст, который Афанасьев справедливо назвал «горячим и никогда не остывающем». Вновь и вновь встречаются жемчужины в этом хорошо знакомой и подробно разобранной в школе пьесе. «Где чудеса, там мало складу», говорит Фамусов. А вот спектакль вышел складным.

Это замечательный ответ журналистам... Читать далее

В кинотеатре «Победа» прошла премьера фильма «Верность» Нигины Сайфуллаевой, который на «Кинотавре» назвали прорывным и разрушающим табу. Но, несмотря на прямолинейную откровенность отдельных кадров, «Верность» вряд ли стала для зрителей подлинным открытием.

Актриса Евгения Громова, сыгравшая главную героиню Лену, уверяет в интервью, что этот фильм — первое в России по-настоящему честное кино о сексе. Но на самом деле история женщины, которая в какой-то момент начинает следовать инстинктам, не нова. Даже в советском кинематографе была Дарья из «Тихого Дона» и Таня из «Единственной». То, что у женщины есть желания, и что не все дамы осуществляют в своей жизни моногамный сценарий — тоже не новость. В чем же прорыв?

В «Верности» есть две-три откровенных, безо всякого флера, эротических сцены. Но едва ли это может быть революцией в 2019 году. Тем более, что градус откровенности, к сожалению, не перешел в градус чувственности. В любом эпизоде с Эммануэль Беар в фильме «Французская женщина» чувственности в десять раз больше, чем во всей «Верности». При том, что у Евгении Громовой есть бесспорный потенциал эротического амплуа, у ее основного партнера Александра Паля с этим большие сложности. Муж главной героини, второразрядный актер провинциального театра, — вялое сутуловатое существо с безвольным подбородком. Просто диву даешься, что он становится объектом любви и жаркой ревности, источником мильона терзаний.

Если в этом фильме и есть пронзительное высказывание, то оно не о сексе. Оно о том, как мало тайн осталось нам в удел в 21-ом веке. Ведь в «Верности... Читать далее

Страницы