За журнальными полями

Дорогие наши читатели!

А. Г. Заковряшин. Максим Горький. Дружеский шарж. 1933.

Появление этой рубрики нам продиктовала сама жизнь. Журнал «Сибирские огни», расширяя сферу своей деятельности, иногда не успевает за событиями быстро бегущего времени. Да, у нас есть раздел «Новости», но в нем мы размещаем, как правило, только информацию о том или ином событии, но остаются еще и тексты, и живые отзывы, а то и заметки, которые далеко уходят за эти новостные рамки. А журнал выходит только один раз в месяц, да и размеры его далеко не безграничны. Вот по этой причине и появилась на нашем сайте новая рубрика — «За журнальными полями». Мы печатаем здесь писательские заметки, отклики на опубликованные материалы и письма читателей.

Приятного чтения!

Отмечающий столетие журнал «Сибирские огни» и перешагнувший уже за вековой рубеж Государственный архив Новосибирской области объединяет имя Вениамина Давыдовича Вегмана. Именно Вегман стоял у истоков как Сибархива, так и журнала.

В 2022 году объединяющих связей между двумя знаковыми учреждениями Сибири стало намного больше: завязалось тесное сотрудничество, можно сказать, дружба. Благодаря этой дружбе в «Сибирских огнях» стали публиковаться материалы из фондов архива, увидел свет специальный выпуск журнала, была организована приуроченная к юбилею «Сибогней» выставка.

Погрузиться в историю и сегодняшний день «Сибирских огней», явленные в фотографиях, документах, иных экспонатах, мог каждый посетитель прекрасного выставочного зала ГАНО по адресу Фабричная, 6.

По завершении работы выставки сотрудники архива подготовили электронный ее вариант, который мы и предлагаем вашему вниманию. Это, конечно, лишь малая толика от представленного на выставке, тем более — от того колоссального массива документов, что относится к «Сибогням» и бережно хранится в ГАНО, но здесь собраны самые важные, информативные, самые яркие и интересные, на наш взгляд, материалы. Приглашаем вас лично убедиться в этом.Читать далее »

Эти знаменитые на всю страну — а то и на весь мир — люди не родились в Новосибирске, здесь не учились и не работали. Но те недели, дни, а то и часы, которые они провели в этом городе, коренным образом изменили их жизнь.

Изменения к лучшему

Начнем с позитива. Девушки в нашем городе всегда были в топе красавиц страны — об этом даже Коэльо писал. Неудивительно, что именно здесь находили жен многие великие мира сего. Среди них — Ярослав Гашек, автор «Похождений бравого солдата Швейка во время мировой войны». В разгар Гражданской войны молодой чех, будучи в составе 5-й Красной армии, ненадолго остановился в Новониколаевске (прежнее название Новосибирска) и, по одной из версий, познакомился здесь со своей будущей супругой Александрой Львовой. Она ухаживала за Гашеком в местном госпитале, когда тот подхватил тиф.

В 1944 году со своей второй половинкой здесь определился гипнотизер Вольф Мессинг. После сеанса его «Психологических опытов» в одном из концертных залов Новосибирска к нему подошла молодая женщина и со всей непосредственностью заявила: «Мне кажется, вступительное слово к вашему выступлению надо бы читать по-другому». «Так впервые встретился я с женщиной, которая стала потом моей женой, — Аидой Михайловной, — писал в своих мемуарах Мессинг. — Годы, прожитые с ней, — самые счастливые в моей жизни».

В военные годы Новосибирск переживал культурный расцвет — сюда были эвакуированы многие учреждения науки и культуры,...Читать далее »

Совсем скоро, с 5 по 18 сентября, в Крыму и Татарстане состоится ХХ Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь». Форум традиционно включает в себя несколько культурологических и творческих проектов: Международную Волошинскую премию, Международный литературный Волошинский конкурс, Международный литературный фестиваль им. М. А. Волошина (Волошинский фестиваль), пленэр художников, симпозиум Школы сонета, научно-культурологическую конференцию «Киммерийский топос: мифы и реальность», музеологический семинар «Время и пространство Genius loci в музеях-заповедниках», детские дни Волошинского сентября, Волошинский кинозал и ряд других проектов. А в этом году участники коктебельского симпозиума станут гостями нового фестиваля «Сияние Солхата» в Старом Крыму. Сопредседатель оргкомитета Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» Андрей Коровин дал интервью «Сибирским огням».

Андрей Юрьевич Коровин — поэт, прозаик, деятель культуры. Родился в 1971 году в Тульской области. Окончил Тульский филиал Юридического института МВД РФ, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького (семинар поэзии Ю. П. Кузнецова). Работал в тульских и московских СМИ — в газетах, на радио и телевидении. Как поэт дебютировал подборкой стихотворений в литературном альманахе «Ока» (1989). Автор 13 поэтических книг, изданных в России и Польше. Стихи публиковались в литературной периодике России, Украины, Беларуси, Германии, Дании, США, Индии...Читать далее »

Газете «Тобольская правда» 27 апреля 2022 года стукнуло 165 лет! По сути, речь следует вести о юбилее первого, самого старого СМИ восточной части России.

В честь этого уникального средства массовой информации, старейшего на территории от восточного склона Урала по остров Кунашир, в 2017 году прошел фестиваль с названием «Русским по белому». Означало оно русский язык, на котором писали «Тобольские губернские ведомости» и пишет «Тобольская правда», и белое пространство вышеозначенной расейской шири. Между прочим, ширь эта, именуемая Сибирью и Дальним Востоком, занимает 77 % территории страны.

От «Тобольских губернских ведомостей» пошла по свету «Тобольская правда». С таким названием наша газета живет с 17 января 1932 года. Ну а сама наша прапрабабушка появилась на свет благодаря указу Александра II об издании по России газет губернского уровня. Исполнением указа занялся министр внутренних дел Д. Н. Блудов. В Тобольской губернии бал правил тогда ее тридцать четвертый из сорока восьми губернаторов — Виктор Антонович Арцимович. В июле 1854-го в Тобольске при нем открыли Мариинскую женскую школу. А уж в апреле 1857 года явилась миру наша «прапра»...

«Тобольские губернские ведомости» имели два раздела: официальный и неофициальный. В первом печатались документы, во втором — заметки, корреспонденции, которые писали самые разные люди, в том числе и автор «Конька- Горбунка» Петр Ершов, бывший какое-то время редактором неофициальной части....Читать далее »

Отзыв на неизвестную книгу писателя

В далеком 1982 году в журнале «Техника — молодежи» были опубликованы выдержки из писем Ивана Ефремова молодым людям. Опубликованы без указания адресатов, поскольку сами по себе были необычайно интересными. В том году я окончил восьмой класс и был уже большим поклонником и почитателем творчества Ивана Антоновича, собирал о нем в отдельную папку все публикации, которые попадали мне в руки.

Та памятная публикация настолько запала мне в душу, что, когда меня призвали в армию в 1985 году, я решил взять ее с собой. Вырезки аккуратно подклеил в записную книжку, которую все два года проносил во внутреннем кармане гимнастерки, у сердца, и, когда бывали редкие минуты уединения, перечитывал.

«Когда-нибудь я напишу о своих первых плаваниях на Тихом океане. О том, как восемнадцатилетний матрос, попавший в одну компанию со всякой шпаной, сумел отстоять свое достоинство благодаря врожденной силе и боксерскому умению; как он за краткое время стоянок в Японии увидел нечто гораздо более интересное, чем портовые кабаки, и впервые смог понять если не куда ему надо идти в жизни, то какой стороны ее держаться (я имею в виду сторону эмоционально-психологическую)», — писал Иван Антонович в одном из писем.

Прочитавший к тому времени все изданные художественные произведения Ефремова, я сделал печальный вывод, что, видимо, Иван Антонович так и не сподобился на автобиографическое повествование, а все свои дневники, я знал, он вынужден был сжечь в тревожные...Читать далее »

Искусствовед — редкая, штучная профессия. В многолюдных столичных городах со знаменитыми на весь мир музеями она привычна, но у нас, в провинции, где в богемной среде и дружеских застольях одаренным людям нередко расточаются высокопарные, но зачастую дешевые комплименты (где что ни талант, то тут же «гений местного разлива»!), честный голос такого специалиста необходим как глоток свежего воздуха, без которого даже самый роскошный цветок может засохнуть.

Не так давно в московском издательстве «Вече» вышла книга кандидата искусствоведения Тамары Бусаргиной «Их песни допоют байкальские метели». На обложке — семейная фотография: муж и жена, оба уже в серебряном возрасте, с благородными сединами. Но так тепло, по-родному приникли они друг к другу плечами и такой мягкий, тихий свет излучают их лица и улыбки, что сразу вспоминается: «Браки совершаются на небесах…»

Тамара Бусаргина — вдова известного сибирского писателя, автора двух исторических романов, нескольких повестей, детских книг и...Читать далее »

О ситуации на Донбассе знаю не понаслышке, бывал в Луганске, Дебальцеве, Углегорске, Снежном, Донецке и Горловке, доставляя их жителям гуманитарную помощь. В том числе книги на русском языке, которых из-за политики киевской власти в местных библиотеках практически не было.

Дорога из Луганска на Донецк пролегла через знаменитое на весь мир, практически разрушенное Дебальцево. Она запомнилась несколькими блокпостами, которые в зависимости от атак украинской артиллерии меняли наше направление, и порой приходилось ехать снежным полем. Поразил разбитый снарядами мост у Ясиноватой, превращенные в решето жилые дома в Углегорске.

Первое, что бросилось в глаза, — это было разрушение западного мифа о том, что держится Донецк и Луганск за счет российской армии. Проехав весь Донбасс, мы не встретили ни одного нашего танка, ни одного российского солдата, только ополченцев. В руках у них были калашниковы, самые «молодые» — 1974 года выпуска, и ППШ, с которыми воевали еще в Великую Отечественную войну против фашистов, а теперь пришлось воевать и с укрофашистами. Все это были трофеи, захваченные ополченцами на украинских военных складах. Как нам рассказали в Луганске, именно этот миф о российском присутствии и...Читать далее »

О романе Егора Фетисова «Пустота Волопаса»

Егор Фетисов в литературном сообществе вряд ли нуждается в представлении: прозаик, поэт, критик, переводчик, редактор журнала «Новый берег», его книги входили в лонг «Ясной поляны» и «Национального бестселлера». В издательстве «Городец» в 2021 году вышел его новый роман — «Пустота Волопаса», обосновавшийся в лонге «Национального бестселлера — 2022».

Фетисов — современный мост между русской литературой и скандинавской. Этому способствует его проживание в Дании и труд переводчика, его стараниями современная европейская проза становится доступной русскому читателю. Не будем погружаться до времен Старшей и Младшей Эдды, но скандинавская литература хоть и не во всем близка нам культурными кодами, однако понятна — благодаря склонности к персонификации природы и внимательному к ней отношению (наверняка еще из языческих времен); объединены наши культуры восприятием доблести через аспект стоицизма, и, конечно, эта удивительная способность русской и скандинавской литератур к межстрочному закладыванию...Читать далее »

Удивительное дело — посвятить свою жизнь защите детства и юности. И не просто голословно, и не с целью заработать авторитет, признание и какие-либо дополнительные блага, а с самыми светлыми и искренними побуждениями, с чистыми сердцем и помыслами, во имя детей, их достойного и во всех отношениях доброго настоящего и будущего. Да и как, собственно, посвятить? В чем это посвящение проявлялось? Для Альберта Анатольевича Лиханова, которого, к великому сожалению, не стало в конце декабря ушедшего 2021 года, это горение и служение, долгое, необычайно плодотворное, выражалось и заключалось в созданном им огромном литературном богатстве, неустаревающем и всегда духоподъемном, по-настоящему высоконравственном, и, конечно, в деятельности Российского детского фонда — любимого детища, более трех десятков лет осуществляющего подвижническую миссию по защите детства, по оказанию нуждающимся детям зримой, реальной помощи. Орденоносец, имевший в наградном арсенале ордена и медали СССР и России, многих стран мира, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской, других авторитетных общественных, литературных, международных премий и наград, писатель навсегда остался верен своим...Читать далее »

Весной 1973 года всемирно известный британский рок-музыкант Дэвид Боуи проехал на поезде всю Транссибирскую магистраль. Сопровождали музыканта его друг детства Джефф Маккормак и журналист «Юнайтед Пресс Интернэшнл» Роберт Мьюзел, оставившие обширные, но малоизвестные воспоминания о той невероятной поездке.

Погибну, если полечу

Возвращаясь в Европу с концертного тура по Японии, Боуи принял неожиданное решение: плыть до материка теплоходом, а дальше, через весь континент, — транссибирским экспрессом. Поступок по временам холодной войны был беспрецедентный. Что же заставило рок-легенду предпочесть поезд самолету и семь дней колесить через весь Советский Союз от Находки до Москвы?

«Не полетел, потому что у меня предчувствие — я погибну в авиакатастрофе, — отвечал сам Боуи. — Но я люблю поезда, и, вероятно, я в любом случае поехал бы на этом поезде. Думаю, это будет самое грандиозное путешествие из всех, что я совершал».

Многие вещи, привычные для нас и сегодня, казались британцам настоящей экзотикой. Первое, что поразило иностранцев, — это масштабы самого Транссиба и российских просторов, особенно сибирских. В мемуарах они рассказывали соотечественникам,...Читать далее »

Страницы

100-летие «Сибирских огней»