Вы здесь

Яранцев Владимир

Яранцев Владимир Николаевич родился в 1958 г. в Калинине. Окончил гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета. Член Союза писателей России. Публиковался в журналах «Гуманитарные науки Сибири», «Сибирские огни». Кандидат филологических наук. Живет в Новосибирске.

Публикации автора:

Пьеса Владимира Зазубрина «Подкоп»: эпилог судьбы / Литературный архив : №02 - февраль 2018

Эта пьеса Владимира Зазубрина, пролежавшая в московских архивах РГАЛИ ровно 70 лет, наконец-то публикуется в родном журнале писателя. Она не была напечатана ни в «оттепельные» 50-е, когда (в августе 1956 г.) произошла его реабилитация и были переизданы «Два мира», ни в 60-е, когда в том же архиве была обнаружена его повесть «Щепка», ни в 70-е, когда вышел «зазубринский» том в «Литературном наследстве Сибири» (ЛНС) ценой изгнания из «Сибирских огней» основателя и редактора ЛНС Н. Яновского,...

Перекрестное чтение / Критика : №07 - июль 2014

Когда на первых же страницах новой книги А. Варламова «Мысленный волк» встречаешь фамилию «Легкобытов», описание внешности которого («похожий чернявой всклокоченностью не то на цыгана, не то на еврея») соответствует писателю М. Пришвину, то характер и направление книги становятся ясными. Писатель «прямолинейный», т. е. предпочитающий поступательную повествовательность без заметных уклонов в побочные линии и ретроспекции, он не случайно нашел себя в жанре ЖЗЛовских биографий. Жанр, так...

Праздник, рожденный буднями. Астафьев в 1986 году / Критика : №05 - май 2014

Этот год был для Виктора Астафьева самым важным из «перестроечных». Вовлеченный — неожиданно для себя — в битву двух лит. лагерей горбачевского безвременья, он в итоге побывал в обоих — и в «патриотическом», и в «либеральном». А по сути, оставался самим собой, «печальным детективом», среди вопиющего разгула зла пытающимся сохранить добро, спасти, защитить его.

Именно отсюда, на наш взгляд, происходит название этого интервью, посвященного трудным вопросам смысла и цели жизни. Так же, как...

Памяти Бориса Климычева / Критика : №10 - октябрь 2013

Еще не так давно, в июне 2010 г., отмечалось 80-летие Бориса Николаевича Климычева, и вот уже приходится писать о его кончине. О том, что больше уже не увидим его феерических романов и непринужденных стихов, о том, что это был писатель неповторимого своеобразия, своей, неподдельной интонации, писатель подлинно сибирский, родившийся в самом, может быть, сибирском городе — Томске.

Судьба будущего писателя складывалась нелегко. После гибели отца на фронте в 1943 г. он, подросток, работает на...

Прощание с «нулевыми» / Критика : №04 - апрель 2010

Начало века всегда слегка ошеломляет: нули в годовой дате что-то магически округляют. То ли завершают, то ли начинают — поди разберись. Что уж говорить о начале тысячелетия, где на нуль больше. А заодно больше тревог и надежд. Возможна и паника, если вспомнить тогдашний ужас компьютерщиков. И все-таки перемены в социуме столь точно еще не совпадают со сменой цифр в его хронологии. Велика инерция, предыдущий век не спешит освобождать апартаменты, его «выселение» растягивается на годы. Те...

Повесть о Нем и о Нем / Критика : №05 - май 2006

Часть 1.
О «НЁМ» КАК О СЪЕЗДЕ
О «двух мирах»
В 20-е время летело стремительно. Но и как-то безоглядно, бестолково, закручиваясь от избытка скорости в спирали, идя на попятную. Может быть, потому, что первыми хотели быть все и поэтому часто преодолевали временной порог, вновь оказываясь позади. Маяковский на исходе десятилетия даже прикажет: «Время, вперед!». Значит, до этого топтались на месте?
В начале 1928 года в Новосибирске возникнет лит. Группа с временнЫм названием «Настоящее». Наверное...

Путь Юрия Кузнецова / Критика : №11 - ноябрь 2005

В поэзии Юрия Кузнецова легко увидеть эклектику. Легко и соблазнительно, до такой степени, что с той же легкостью отождествить его творчество с постмодернизмом. Что и происходит с Николаем Переясловом*, который атакует стихи Ю. Кузнецова, вооружившись словарным определением постмодернизма, состоящего из неких «признаков»: «смешение всего», «отказ от философии в пользу поэтики», «подмена… картины жизни… виртуальными реальностями». Но если увидеть в Ю. Кузнецове другое — единство, целостность,...

Поезд памяти, поезд победы / Критика : №07 - июль 2005

1. Знакомство: коллектив

Начиналось все по утрам: из поезда выходили позавтракавшие «поездники», у райцентровского вокзала их ожидали приодетые работники местных культурных учреждений. Посредник-координатор соединяла обе стороны согласно их профилю и взаимным интересам. И все разъезжались по местам: домам культуры, библиотекам, школам, музеям и т.д., чтобы вершить главное — таинство одухотворения человека человеком при посредстве искусства и канона, Бога. А потом в конце дня все собирались в...

Павлодар / Критика : №03 - март 2004

1. ДОРОГА
Когда душу греет мысль о «конференции по Павлу Васильеву» и в запасе ровно двенадцать часов пути от Новосибирска до Павлодара, то все вокруг становится другим. И междугородный автобус-гигант, на который не садишься, а восходишь. И пассажиры, набившие подбрюшье автобуса пузатыми сумками и воцарившиеся в своих разлапистых креслах. И заоконные пейзажи, то застящие свет, полные простора и синевы. И даже оба водителя, обыденные, как соседи по лестничной площадке, — все вместе и все...

Подавая признаки принадлежности / Критика : №03 - март 2003

Литература у нас все больше принимает характер частной лавочки. Писатели разбежались по издательствам, больше похожим на рекламные агентства, где мастерят себе кирпичики глянцевых книжечек в будущий памятник своей творческой индивидуальности. Что же остается на долю некогда действительно «толстым» журналам? «Подавать признаки принадлежности», — как выразился один литературный интеллектуал из «Знамени» — к прежней славе, репутации, марке, литературе и литпроцессу, наконец. Сказано хорошо, но...

Позия молодых / Критика : №01 - январь-февраль 2001

То, что поэзия — явление вечное и существует не корысти ради или в качестве отстойника для комплексующих снобов, еще раз доказали в Иркутске. Там не просто выпустили серию книг местной поэтической молодежи, но и многозначительно срифмовали ее с началом века, когда поэзия была не только отраслью литературы, но священнодействием. Ибо, назвав новорожденную библиотечку из тонких брошюрок «Барка поэтов», редколлегия серии напомнила ее читателям о существовании в городе восемьдесят лет назад...